Новости

Порядок применения контрольно-кассовой техники (ККТ)

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны применять ККТ при осуществлении расчетов наличными деньгами и (или) в безналичном порядке (ст. 1.1, п. 1 ст. 1.2 54-ФЗ).

Шаг 1. Приобретаем ККТ

Если Ваша деятельность связана с наличными и/или безналичными расчетами при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг, то нужно приобрести и зарегистрировать контрольно-кассовую технику (ККТ).

Модель кассового аппарата можно выбрать из Реестра контрольно-кассовой техники.
Также модель фискального накопителя можно выбрать из Реестра фискальных накопителей.

Сфера применения и порядок использования контрольно-кассовой техники на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ (ред. от 06.03.2022) «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».
В соответствии с положениями Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ применять ККТ на территориях Донецкой народной республики, Луганской народной республики, Запорожской и Херсонской областях до 1 февраля 2025 года необязательно.

До 1 февраля 2025 года организации и индивидуальные предприниматели:
  • могут применять контрольно-кассовую технику (старые РРО и прочее) по тем правилам, которые применялись до 5 октября 2022 года.
  • могут добровольно начать применять контрольно-кассовую технику по правилам Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

После 1 февраля 2025 года использование касс по нормам российского законодательства станет обязательным.


Шаг 2. Заключаем договор на обработку фискальных данных

Индивидуальный предприниматель и юридическое лицо заключает договор на обработку фискальных данных с оператором фискальных данных (ОФД)

Оператора фискальных данных можно выбрать из списка операторов фискальных данных: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/registries/fiscaloperators/

Но, есть исключения! Они указаны в пункте 7 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ: «В отдаленных от сетей связи местностях, определенных в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере связи, и указанных в перечне местностей, удаленных от сетей связи, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также на территориях военных объектов, объектов органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов внешней разведки пользователи могут применять контрольно-кассовую технику в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы и оператору информационных систем маркировки в электронной форме через оператора фискальных данных». (в ред. Федеральных законов от 03.07.2018 № 192-ФЗ, от 26.07.2019 № 238-ФЗ).

Шаг 3. Подаем документы

Для регистрации кассы потребуется только заявление о регистрации контрольно-кассовой техники.

Вы можете выбрать один из наиболее удобных способов регистрации кассы:

  • удаленно, через личный кабинет юридического лица или индивидуального предпринимателя на сайте https://www.nalog.gov.ru;
  • через оператора фискальных данных;
  • лично в любом территориальном налоговом органе.

Форма заявления на регистрацию/перерегистрацию контрольно-кассовой техники утверждена приказом ФНС России от 08.09.2021 № ЕД-7-20/799@ «Об утверждении форм заявлений о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники и снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета, карточки регистрации контрольно-кассовой техники и карточки о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета, а также порядков заполнения форм указанных документов и порядков направления и получения указанных документов на бумажном носителе».

Шаг 4. Получаем карточку ККТ

После осуществления регистрационных действий налоговый орган выдает/направляет карточку регистрации ККТ.

Только с момента получения карточки регистрации ККТ расчеты, связанные с продажей товаров, выполнением работ или оказания услуг, осуществляются на законном основании.

3 основания, по которым налоговый орган может отказать в регистрации ККТ

1. Некорректное заполнение заявления о регистрации ККТ.

2. Предъявление для регистрации экземпляров моделей ККТ или ФН, не включенный в Реестр контрольно-кассовой техники и Реестр фискальных накопителей или исключенный из них.

3. Некорректное предоставление данных указанных в Отчете о регистрации ККТ.

Может случиться, что в процессе осуществления хозяйственной деятельности изменились регистрационные данные ККТ, в том числе:

· имя, фамилия, отчество предпринимателя;

· место установки ККТ;

· ОДФ;

· специфика вида деятельности;

· фискальный накопитель (ФН).

Тогда нужно перерегистрировать ККТ. Сделать это можно:

· удаленно, через личный кабинет индивидуального предпринимателя на сайте https://www.nalog.gov.ru;

· через оператора фискальных данных;

· лично в любом территориальном налоговом органе.

Перерегистрация ККТ

Шаг 1. Подаем документы

В налоговый орган нужно представить:

· заявление о перерегистрации ККТ;

· фискальные данные (ТОЛЬКО в случае работы ККТ в автономном режиме).

· Шаг 2. Получаем новую карточку

· После завершения процедуры перерегистрации взамен старой карточки регистрации ККТ налоговый орган выдает/направляет новую.

Порядок регистрации, перерегистрации и снятия ККТ с регистрационного учета указан в ст. 4.2 54-ФЗ
2024-06-04 13:00 ККТ